В прошлом году этому классическому часовому усложнению исполнилось 220 лет. Несмотря на минувшие столетия оно всё так же остаётся одним из самых желанных и статусных.
26 июня 1801 года Авраам-Луи Бреге, мэтр и, фактически, родоначальник современного Высокого часового искусства, получил десятилетний патент на турбийон. По замыслу автора, встроенное в калибр устройство способствовало улучшению точности хода механизма. Турбийон нередко метафорично сравнивают с «вихрем» именно потому, что изобретатель закрепил за ним фр. словосочетание Régulateur à Tourbillon («вихревой регулятор»).
В настоящее время детище Бреге почитается как одно из наиболее статусных, красивых и одухотворённых устройств сложной часовой механики. Идея была блистательной, но нелёгкой в исполнении. Известно, что ход часового механизма меняется в зависимости от его позиции относительно вертикали. Соответствующие отклонения хода так и называют – позиционной ошибкой. В турбийоне баланс со спиралью, анкер (переключающий рычаг) и анкерное (ходовое) колесо устанавливаются во вращающуюся вокруг своей оси каретку. В результате детали, стабилизирующие точность хода, проходят по различным позициям, усредняя тем самым позиционную погрешность.
Сам Бреге довольно долго не мог совладать с наладкой капризного устройства, так что при его жизни, то есть до 1823 года, свет увидело лишь 35 часов с турбийоном. С тех самых пор хрупкая конструкция, не допускающая машинного вмешательства, собирается и отлаживается исключительно умелыми руками. Часовщиков, мастерящих эталонные турбийоны, и сейчас немного. Солидные марки сегодня производят их для того, чтобы не словом, а делом укрепить авторитет. Изделия с турбийоном, тем более, модели категории Grand Complication (сплит-хронограф + турбийон + вечный календарь) имеют огромный ликвидный потенциал на вторичном часовом рынке. А за штучные выпуски на всемирно известных аукционах год из года ведутся нешуточные сражения.
Традиции и неоклассика
В качестве турбийона, выходящего за рамки стандартов, приведём один из самых больших существующих ныне. Речь о коллекции Giga Tourbillon, оснащённой турбийоном с кареткой диаметром 20 мм. Усложнение, занимающее половину корпуса, требует огромное количество энергии – её генерируют сразу 4 заводных барабана, обеспечивающих калибру 9-дневный запас хода. Однако на этом умельцы из Franck Muller не остановились: в прошлом году они представили на суд публики Cintrée Curvex Grand Central Tourbillon – модель, в которой турбийон занимает на циферблате нестандартное центральное положение.
Прятать турбийон с оборотной стороны корпуса – также признак высочайшего мастерства. Мануфактура Patek Phillipe славится именно этим. Даже ажурно скелетонизированный минутный репетир 5303 R, который, казалось бы, ничего не скрывает от глаз, имеет «фирменный секрет». С оборотной стороны искусно отделанный автоматический калибр оснащён турбийоном, вынесенным на «12 часов».
Редко встречаются и прямоугольные механизмы с турбийоном. Такие имеются в арсенале саксонской мануфактуры A. Lange & Söhne. Коллекция Cabaret, выполненная в духе ар-деко, щеголяла турбийоном с 2008 по 2013-й – вплоть до того, как та была снята с производства. Впечатляющий калибр L042.1 стал первым в истории часового дела механизмом, обладающим и классическим усложнением, и функцией стоп-секунды (совместить которые по чисто техническим причинам крайне сложно). В прошлом году свет увидела лимитированная 30 экземплярами серия Handwerkskunst в платине – на легендарном калибре с опорными камнями-бриллиантами вместо привычных рубинов.